Противодействие преступности в сфере незаконного оборота наркотиков
В соответствии со ст. 41 ФЗ от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, федеральная служба безопасности, федеральная служба внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством Российской Федерации полномочий.
Значимость проблемы незаконного оборота наркотиков и их немедицинского потребления не вызывает сомнения и регулярно отмечается на всех уровнях власти. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, одним из источников угроз государственной и общественной безопасности признана деятельность преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. А это и есть основная часть незаконного оборота наркотиков – организованная наркопреступность.
Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года исходит из того, что современная наркоситуация в России характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения.
Её основной стратегией является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков. Для достижения необходима консолидация деятельности правоохранительных органов и органов здравоохранения по ряду важных направлений. В их числе:
– противодействие организованным формам сбыта наркотиков, перемещению наркотиков через государственную границу Российской Федерации (а в настоящее время особенно актуальным становится и контрабанда прекурсоров наркотических средств);
– противодействие распространению новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также новых видов наркотических средств;
– вопросы лечения и реабилитации наркозависимых лиц, как часть комплекса реализуемых мер по сокращению спроса на наркотики;
– проблемы выявления причин и условий современной наркопреступности, возможностей их нейтрализации;
– и многие другие не менее важные направления работы.
Следует отметить, что анализ криминологических показателей преступности в сфере незаконного оборота наркотиков показывает, что проблема противодействия этому виду противоправной деятельности актуальна и носит системный характер.
Среди конкретных мер общесоциального предупреждения можно выделить следующие направления государственных усилий:
— осуществление социально ориентированных экономических преобразований по вытеснению нищеты и бытовой неустроенности;
— формирование нравственных стандартов достижения духовного комфорта, обеспечение реальной доступности научных и культурных ценностей;
— пропаганда и поддержка здорового образа жизни, воспитание устойчивого неприятия к использованию психостимулирующих веществ в любых жизненных ситуациях;
— установление жесткого пограничного контроля за поступающими и транзитными грузами, а также миграционными потоками.
Заместитель прокурора Железнодорожного
административного округа г. Курска И.С. Рагулин